Плавать раньше, чем ходить: все о грудничковом плавании. Учимся плавать раньше, чем ходить Грудничок ныряет: подводный мир

Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.

Как зародилось детское плавание?

Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

Когда и как начинать занятия с малышом?

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом - 36, на четырнадцатом - 35.5, на двадцатом - 35, на двадцать четвертом - 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна - 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около 35.5 - 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

Вначале мы изучали методику Фирсова, потом - опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.


Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..

При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии - не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине - основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

Следующее упражнение - отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе - значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание - продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости - ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник - занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: "Внимание, ныряем" или "Раз, два, три, ныряем!" И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: "Внимание, ныряем" Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На "Внимание, ныряем" Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: "Что же это было?" Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне - это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор "Русалочка". Основной компонент - "корона русалочки". Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

Вы только страхуете, смотрите, и нет необходимости все время находиться в наклоненном положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без "русалочки" лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает "русалочка", из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова.

Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться "ожерельем русалочки", оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию - это "подвески русалочки". Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.


Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:

"Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так". При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.

Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.


Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.

Этот девиз сейчас весьма популярен у мам. Но вместе с тем методика раннего плавания рождает у родителей и множество вопросов: не вредно ли это, не станет ли для малыша трудным испытанием, и, в конце концов, зачем ему это вообще нужно?
Многие уверены в том, что плавание с грудничкового возраста способствует гармоничному развитию младенца, служит залогом его дальнейшего здоровья и физической подготовки, а также средством избежать проблем с обучением плаванию в старшем возрасте. Однако у плавания для самых маленьких есть и противники.

Водный мир
Поскольку в водной среде плод обитает еще в животе у мамы, у новорожденного малыша сохраняется инстинкт плавания, а вновь погружаясь в воду, он обретает привычную обстановку. Непосредственной пользой этого процесса многие специалисты считают закаливание и психомоторное развитие. Ранее плавание очень полезно детям, у которых на первых неделях жизни был диагностирован гипертонус. Поскольку в воде происходит естественный массаж мышц и кожи, укрепляются и опорно-двигательная, нервная и дыхательная системы. Хорошо развивается сердечно-сосудистый аппарат, улучшается кровоснабжение. Среди других полезных аспектов называют общее расслабление и улучшение обменных процессов. Это помогает бороться с такими неприятными для родителей явлениями, как колики и запоры. Ну и наконец, улучшаются сон и аппетит, то, о чем тревожатся почти все мамы.
Что касается эмоциональных трудностей и психологических стрессов, то это, скорее, проблемы обеспокоенных родителей, чем малышей. Педиатры уверены, что раннее плавание дарит малышу только положительные эмоции. «Плавающие» дети чаще улыбаются, растут более энергичными и активными по сравнению с их «сухопутными» сверстниками.
Ранее плавание служит неплохой профилактикой частого детского страха перед водой и последующих проблем с купанием. А еще помогает маме и малышу установить более полноценный контакт и взаимопонимание, поскольку во время приятных занятий родители учатся лучше чувствовать ребенка и понимать язык его «младенческих жестов».

Как с гуся вода
Родителей младенцев, наверное, можно по праву назвать самыми осторожными людьми на свете, поэтому, сколь ни велика польза от методик раннего развития, противники у них до сих пор находятся. Можно представить себе реакцию неопытной мамы, которой с новорожденным малышом на руках страшно подступиться и к безобидной детской ванночке, не то чтобы опустить его, беззащитного, в воду бассейна даже под контролем тренера. Это и неудивительно, если учесть, что не так давно даже для врачей эта практика была экспериментальной. Ее разрешали применять не раньше достижения ребеночком возраста нескольких месяцев. Неграмотный подход и теперь может испортить начинание. Родительские ошибки и неверное поведение иногда приводят и к неприятным последствиям.
Если речь идет о купании малыша в бассейне, возникает риск простуд, насморков, отитов и других воспалительных процессов. Возможны даже такие неожиданные недуги, как расстройства желудка из-за попадания воды в пищеварительную систему.
При пороках сердца, инфекционных заболеваниях и пневмонии раннее плавание вообще противопоказано. Перед тем как начинать занятия, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Но даже если никаких проблем со здоровьем нет, не помешает морально подготовиться к тому, что «не пойдет». Увы, не у всех детей проявляется тяга к таким вот водным процедурам. В таких случаях стоит попробовать другие, менее радикальные, методики – массаж или гимнастику. Ну а если вы все-таки решились, запомните несколько условий.

Когда. Самый ранний возраст для занятий — две-три недели. К этому времени уже заживает пупочная ранка.
Где. Начинать, конечно, лучше с обычной уютной домашней ванночки. К этапу «большого плавания» в бассейне стоит переходить не раньше достижения малышом двух месяцев. Фитнес-клубы предлагают спецпрограммы в бассейнах для грудничков. Там необходимо убедиться, что вода для детских занятий не хлорирована. Более демократичные варианты: детские бассейны при обычных районных поликлиниках или детских садах. Кстати, и к наличию справок там относятся более придирчиво, а значит, меньше шансов подхватить какую-нибудь инфекцию. Не забудьте, что перед тренировками младенца надо одеть в плотные трусики или специальные «купальные» подгузники.

Хотя некоторые мамы довольно смело отправляются на море с детьми, которым исполнилось всего несколько месяцев, открытые водоемы, несмотря на летнюю пору, располагающую поплескаться вместе с ребенком, все-таки нежелательны для грудничков. Поборите свое искушение. Есть разные мнения по поводу того, с какого момента малышам позволительно начинать купаться на природе, но большинство специалистов сходятся на том, что этого нельзя допускать до года или двух лет. При этом необходимо, конечно, чтобы вода была достаточно теплой и чистой.

Что требуется от родителей.
— Прежде всего, серьезное желание и большое терпение!
— Следующий пункт — избегайте всякой спешки! Все должно происходить постепенно.
Не добивайтесь «победы любой ценой». То есть не проявляйте никакого родительского насилия. Не давайте своим желаниям обогнать потребности ребенка. В конце концов, главное – польза и взаимное удовольствие.
— Не помешает и определенная уверенность в себе и своих силах. Спокойствие, только спокойствие – как говорил Карлсон. Малыш должен чувствовать поддержку с вашей стороны. Когда опасается мама, это ощущение может передаться и младенцу. Если страх слишком велик, а желание обучить плавать не менее сильное, поможет инструктор.
— Очень важно правильно подготовить малыша: он должен быть сытым и выспавшимся, а начинать уроки в хорошем настроении. Хорошо, если они будут проходить в форме игры (можно использовать игрушки). Чтобы усилить эффект, с малышом можно побеседовать и попытаться объяснить ему, что, собственно происходит.
— Учитывайте предпочтения ребенка. Дети любят купаться по-разному — кто-то на спинке, кто-то на животике. Ориентируясь на реакции ребенка, и стоит проводить «сеансы плавания». Если малыш лежит на спинке, поддерживайте его «под затылочек», а если на животике — под подбородком.
Скорость плавания — тоже дело индивидуальное. Иногда дети любят, чтобы их возили «восьмерками» медленно и плавно, а иногда – в режиме веселых гонок.

И еще некоторые условия
— Ванна наполняется на две трети, а температуру воды для начала лучше подобрать около 36-ти градусов. Потом ее можно постепенно понижать.
— Заниматься грудничковым плаванием лучше ежедневно – начиная с «сеанса» по пять-десять минут, а потом доводя временной отрезок до 20-ти минут. А вот плавание малыша в бассейне может продолжаться уже до 40 минут.
— Погружение в воду осуществляйте вертикально и без резких движений.
— Особая статья — ныряние . Это второй этап начального обучения. Нельзя обучаться нырянию, пока вы не убедились, что вода ребенку действительно нравится, как и занятия плаванием. В отношении грудничкового ныряния действуют все те же психологические принципы. Попробуйте не попасть в ситуацию, в которой оказалась одна моя знакомая, которая обучала малышку плаванью с таким рвением, что все родственники, проживающие вместе с мамой, по вечерам содрогались от оглушительных воплей младенца.
В первый раз опускайте малыша в воду буквально на несколько секунд, а уже потом, если ему это понравится, можно постепенно увеличивать время его пребывания в воде.
Ну а подводя итоги, стоит напомнить, что все дети – разные! И то, что хорошо для одного, не так здорово для другого. Не стоит заниматься с ребенком грудничковым плаванием, поддаваясь влиянию «моды» или потому что так делают все вокруг. Надо разобраться, насколько это хорошо и полезно для вашего малыша. Впрочем, он и сам вам в этом поможет.

То, что мой ребенок обязательно будет заниматься плаванием с рождения, я решила еще тогда, когда детей и замужества не было в списке моих планов. А был только толстый ежедневник с кучей дел, работа с утра до ночи, а в свободное от нее время - спортзал и бассейн. Именно там я впервые и увидела, как мамы с малышами занимаются грудничковым плаванием. Меня приятно удивили милые карапузы в смешных плавках, еще не умеющие ходить, но уже отважно, как маленькие пингвинята, ныряющие в воду с бортика. "Хочу себе такого же," - подумала я, а желаниям, как известно, свойственно исполняться.

Примерно через 5 лет, уже глубоко беременная, стараясь победить гравитацию, я плавала в бассейне практически ежедневно, мечтала о том, как совсем скоро буду наслаждаться водной стихией уже вдвоем с сыном. Вскоре моя мечта сбылась.

Через несколько дней после того, как мы с Елисеем вернулись домой из роддома и у него зажила пупочная ранка, на пороге нашей квартиры появилась наша инструктор. К ее приходу мы хорошо проветрили детскую, наполнили прохладной водой (примерно 34 градуса) большую ванну и договорились с мужем о том, что не будем сильно волноваться во время первого Елисейкиного погружения.

Итак, наш первый урок плавания начался на суше с массажа. Прежде, чем опуститься в прохладную водичку, малыш как порядочный взрослый спортсмен, должен разогреть мышцы. Тренер терпеливо показывает все элементы массажа, учит нас азам динамической гимнастики.

Переходим в ванну. Здесь, как вы поняли, начинается самое интересное. Сначала малыш здоровается с водичкой. Инструктор ласково, под приговорки и рассказы, держа Елисея под мышки, опускает его в ванну и для начала просто раскачивает его вперед и назад, чтобы наш парень привык и освоился. Затем тренер осторожно кладет подбородок малыша себе на ладонь, и наш мальчик уже похож на маленького лягушонка, распластавшегося вдоль поверхности воды. Только голова торчит на поверхности и кусочек попы. Начинаем делать восьмерки в воде - тренер как на буксире катает Елисея по всей длине ванны. Сын не сопротивляется, а, кажется, наоборот, релаксирует, будто вспоминая родную стихию.

"А сейчас мы будем нырять!" - анонсирует тренер, обращаясь скорее к Елисею, чем к нам.

"Подождите, я выйду,"- торопится покинуть ванную наш сильный и смелый папа.

Вообще ребенок рождается на свет с рефлексом задержки дыхания при попадании в воду - это один из подарков природы, часть программы самосохранения, которая работает во время родов. В течение первых трех месяцев жизни этот инстинкт постепенно, за ненадобностью, угасает. Именно поэтому специалисты по раннему плаванию и советуют начать заниматься нырянием с малышом как можно раньше. Ведь таким образом мы сохраняем ребенку рефлекс задержки дыхания в воде на всю жизнь.

Вот такая теория. И на тот, момент, когда Елисей приготовился впервые нырять, я ее знала. Но все разволновалась. Он же такой маленький и беззащитный! Ну какие у него могут быть рефлексы самосохранения?

А тем временем наш тренер держит сына за подбородок, уверенно и четко произносит: "Елисей, Ныряем!" Дует мальчику в переносицу, а потом льет ему на лицо водичку из ковшика. Елисей делает такую моську, что без всяких слов понятно: он действительно задерживает дыхание. За первым поливом следует второй, по той же схеме. А на третий раз, инструктор после слов "ныряем" и дуновения в переносицу опускает Елисейку под воду. Секунда, которую он проводит там, кажется мне вечностью.

"О Боже! Зачем мне все это?" - честно признаюсь, такой адреналин я, пожалуй, испытывала разве только во время прыжков с парашютом.

Но нет, все хорошо, Елисей выныривает из-под воды совсем не нахлебавшись. И доказывает это громким возмущенным криком. Я выдыхаю, он вдыхает и продолжает рассекать по ванне восьмерками на руке тренера.

Завершается наш первый урок плавания закаливанием. Открываем кран с холодной водой, приближаем малыша к "холодному пятну" то спинкой, то животиком. Вот это Елисею по душе.

Прощаемся с водичкой, говорим ей спасибо, заворачиваем маленького плавца в мягкое полотенце и он тут же засыпает. Хороший сон и здоровый аппетит - верные спутники уроков грудничкового плавания.

Первые три месяца мы ежедневно, как учила тренер, занимались дома в ванной. Постепенно понижали температуру и в итоге довели ее до 24 градусов. В три месяца малыши и мамы переходят из дома в бассейн.

Но лично мы добрались до бассейна только в пять месяцев, потому что уехали отдыхать на море, где, кстати, Елисей, чувствовал себя как минимум дельфином. А мы только и успевали объяснять изумленным соседям, что мы не топим младенца, и он не захлебнется. Это он у нас так плавает. И да, ему не холодно! Видите, смеется человек! К слову говоря, там, на море, в день, когда Елисею исполнилось 5 месяцев, наш парень неожиданно для всех встал у опоры на ножки.

Сейчас Елисею 2 года, и мы продолжаем наши занятия. Он отлично держится на воде и под водой, может с легкостью без чьей-либо помощи переплыть глубокий бассейн в ширину, сделав всего пару вдохов. Но самое главное - наш мальчик с самого раннего детства приобщен к спорту и активному отдыху, что, будем надеяться, еще принесет свои плоды.

В каком возрасте лучше начинать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Плавать раньше, чем ходить»

Если ребенка с раннего возраста научить держаться на воде, он будет огражден от возможной беды.

Известно, что в первые годы жизни ребенка плавание влияет не только на его физическое, но и психическое развитие. «Водные» дети, начавшие учиться плавать с момента рождения, имеют более развитую дыхательную систему чем « сухопутные» дети, что не только повышает выносливость, но и помогает улучшить речевые навыки.

После нескольких месяцев занятий ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, погружаться в воду и нырять, доставая со дна игрушки. Гигиеническое и механическое воздействие воды, активные движения - когда эти оздоровительные факторы действуют в комплексе, систематически, продолжительное время их влияние на растущий детский организм многократно усиливается. Регулярные занятия плаванием в любом возрасте повышают иммунитет, снижают риск заболевания ОРВИ, детскими инфекциями.

Какие задачи нужно ставить перед собой? начиная учить ребенка плавать?

Я вижу их такими:

  1. Устранять боязнь воды
  2. Приобрести начальные навыки движения в воде
  3. Закаливать организм
  4. Развивать физические и интеллектуальные способности детей

Этапы обучения могут быть следующими:

  1. Осваивать нарукавники (в игре с куклами)
  2. Игры с водой у дидактического столика

Дидактический столик – это ёмкость на ножках с колесиками. Столик имеет сливное отверстие в нижней части, желательно овальной формы, чтобы могли играть несколько детей. Во время игр у дидактического столика дети одеты в плавки и погружают руки в воду до локтей и выше, что позволяет улучшить закаливающий эффект.

Температура воды начинается с 32 градусов Цельсия, постепенно понижаясь до 26 градусов.

Также кроме игр с водой для преодоления боязни воды на этом этапе, могу предложить родителям проводить упражнение «Солевые дорожки». Как провести данное упражнение? Напишу подробную инструкцию для Вас, уважаемые родители. Итак, ставится 1 – ый тазик для ножных ванн с раствором морской соли. Перед тазиком стелется влажное полотенце, а после него сухое полотенце, получая своеобразную «дорожку», ребёнок наступает на влажное полотенце, затем в тазик, затем на сухое полотенце. Температура воды в тазике понижается на 1,5 – 2 градуса Цельсия. Когда вы поймете, что боязнь воды у ребенка прошла можно приступать ко второму этапу.

Он проходит уже в бассейне, где уровень воды должен быть «по колено». Со следующим разом он может повышаться до груди, но не забывайте наблюдать за состоянием ребенка, его комфортом ощущения себя в воде. Игры могут быть разные (льём воду на мельницу, запускаем кораблики, дуем на них, запускаем плавающие игрушки, ловим рыбу, играем в мяч).

Также можно использовать горку. Дети очень любят на ней кататься и это отличный тренажер, с помощью которого, играя, ребенок начнет свои первые погружения в воду с головой. Не забывайте, что с повышением уровня воды в бассейне, горка должна ставится на борт бассейна.

На втором, третьем занятии можно начинать выкладывание детей на воду (упражнение «покатаемся по водичке, как кораблики», «покатаем куколку»).

Детям, которые уже совсем не боятся воды и уверенно укладываются на воду можно предложить прыжки в воду с выступающей части бортика. Далее можно давать ребёнку упражнение «рыбка», плавание через вертикальный обруч.

После 7 – 8 занятия бассейн может быть глубокой и мелкой водой ребёнку можно предложить уже такие игры, как: «достань игрушку», чтобы лицо ребёнка попадало в воду. Если ребёнок не готов опускать лицо в воду, не нужно настаивать, всему своё время! Продолжайте игры с нырянием.

Уважаемые родители, я даю вам эти рекомендации, опираясь на свой опыт и опыт своих коллег. Поверьте, этот опыт даёт положительную динамику и хорошие результаты на протяжении многих лет, ведь я когда – то сама занималась плаванием, и моё обучение плаванию начиналось также! Главное, что начать обучение никогда не поздно, 2 года вашему ребёнку или 4, дети все разные, и боязнь воды, и страхи у всех детей разные и свои. А помочь их преодолеть своим деткам может любой родитель, я надеюсь, что мои советы Вам помогут!

Удачи вам и вашим деткам!


ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: А ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Польза грудничкового плавания не оставляет сомнений. Плавая малыш развивает все главные системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, нервную. Занятия плаванием стимулируют кровообращение и укрепляют иммунитет ребенка. Дети, с раннего возраста приученные к воде, отличаются более крепким иммунитетом и физической выносливостью.

Обучение плаванию в раннем возрасте является прекрасной профилактикой сколиоза, нарушений осанки, мышечной дистонии. Кроме того, плавание доставляет ребенку удовольствие и радость, а также влияет на развитие личностных качеств: дисциплинированности, самообладания, смелости, решительности, самостоятельности. Дети, плавающие с рождения, более коммуникабельные. Психологами установлено, что дети, ныряя и плавая на глубине, преодолевая толщу воды, развивают в себе такие черты личности, как целеустремленность, решительность и отвагу.

МЕНЯЕМ СТЕРЕОТИП: ПЛАВАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ БОЛЕТЬ ЧАЩЕ

Дети, занимающиеся плаванием в раннем возрасте, закаливают свой организм. Температура воды в грудничковом бассейне — 36 градусов. Постепенно дети переходят в бассейн с температурой 32 градуса. Как именно это происходит? Конечно же, плавно и постепенно. Мы советуем родителям совмещать занятия в бассейне с плаванием в домашних условиях. Когда малыш проплавал в бассейне до трех месяцев, занимаясь дома, родители постепенно делают температуру меньше, плавно понижая ее от 36 до 32 градусов. Этот процесс длится около 2 недель, затем дети переходят в малый бассейн с более низкой температурой, и происходит эффект закаливания. Важно соблюдать все гигиенические правила после нахождения в бассейне: насухо протирать все тело, особенно уши, тепло одевать ребенка, не гулять на ветру и не попадать под сквозняки. Тогда ребенок ни в коем случае не будет болеть после занятий в бассейне.


ЕЩЕ РАЗ ОБ ИММУНИТЕТЕ

Есть несколько стадий развития и укрепления детского иммунитета. Первый этап — от 0 до 1 месяца, второй этап — с 2 до 3 лет, и третий этап — в возрасте 6-7 лет. Это то время, когда дети в принципе начинают болеть вне зависимости от того, ходят ли они в бассейн или нет. И плавание является именно тем инструментом, который позволит ребенку болеть гораздо реже благодаря закаливанию и общему укреплению организма.

КОГДА И КАК НАЧИНАТЬ?

В домашних условиях грудничковым плаванием можно заниматься примерно через 7 дней после рождения. В бассейне ребенок может начинать заниматься, когда у него полностью зажила пупочная ранка: в зависимости от особенностей организма, это происходит через 3 недели — 1,5 месяца.

Самый комфортный возраст для начала занятий — 1,5 - 3 месяца, когда у ребенка еще не потерян безусловный рефлекс плавания. С 3 до 6 месяцев этот рефлекс угасает.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЗАНЯТИЕ?

Для занятий в бассейне необходимо взять специальный подгузник для купания, пеленку для переодевания на пеленальном столике, полотенце. Когда у малыша начинают расти волосы, на занятие нужно брать купальную шапочку. В группах продвинутого грудничкового плавания детки, с первых месяцев занимающиеся в бассейне, уже с 4-х месяцев носят плавательные очки.

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ?


Главная задача грудничкового плавания, помимо оздоровления, — приобретение ребенком навыка самостоятельного плавания. Его легко можно освоить до 1 года, если начать заниматься с рождения. К 4-5 месяцам ребенок может начать плавать самостоятельно и без поддержки.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Как и любое занятие, оно строится из разминки, основной части и заминки. На разминке мы делаем специальные покачивающие упражнения и готовим тело ребенка к основной части урока. В структуру основной части занятий входит комплекс упражнений на все группы мышц, плавание на животе, на спине и ныряние (проныривание). В заключительной части занятия мы делаем расслабляющие упражнения, гидромассаж, массаж специальными мячиками.


ВЫБИРАЕМ БАССЕЙН ПРАВИЛЬНО

  • Во-первых, руководствуйтесь территориальными особенностями: большой плюс — шаговая доступность бассейна.
  • Второй важный момент — выбор тренера. Прежде чем остановить на ком-то свой выбор, изучите его — по отзывам на сайтах и в социальных сетях (многие тренеры ведут свои блоги и странички), по рекомендациям родителей с опытом, по информации о достижениях тренера, представленной на сайтах бассейнов. Важно изучить тренера до занятий с малышом, чтобы не пришлось менять педагога в случае, если Вам не понравится его методика преподавания. Предварительно обязательно встретьтесь с тренером и побеседуйте с ним о том, какова его методика, сколько лет он практикует преподавание грудничкового плавания, каковы принципы его жизни. Согласуйте Ваши цели занятий с теми целями, которые тренер ставит на своих занятиях.
  • Третий момент — технические условия в бассейне, гигиена и система очистки воды. В самых безопасных системах очистки воды не используется хлор, что можно встретить далеко не в каждом бассейне.

ВАЖНО! СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОДЫ

Записывая ребенка в бассейн, узнайте, какая система очистки воды в нем используется. Как мы уже упомянули, самая безопасная система очистки воды — без хлора, которая, например, используется в бассейнах «Магис Дети». Вода круглосуточно дезинфицируется ультрафиолетовой лампой, кварцуется лампами, проходит обработку песочным фильтром. Кроме того, в наших бассейнах установлена итальянская система контроля качества воды HTH: каждые две минуты берется проба воды из бассейна и определяется ее качество. Система автоматически регулирует уровень качества: благодаря совершенной системе фильтрации вода полностью обновляется 1 раз в 30 минут. Ежедневно сливается 30% воды в бассейне и происходит ручная чистка воды техническим персоналом: добавляются специальные реагенты и доливается вода до нужного уровня. Ежедневно ведется забор воды на содержание хлора: он всегда равен 0.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ЗАНЯТИЕ И КАК ЧАСТО НУЖНО ИХ ПОСЕЩАТЬ?

Занятие для малышей длится 30 минут. Чтобы добиться поставленных целей, необходима система и регулярность посещений: 2-3 раза в неделю. Если же тренировки назначены врачом в качестве минимального курса, который нужно пройти для оздоровления, также рекомендуем пройти полноценный курс с периодичностью посещений 2-3 раза в неделю.

ГРУППЫ ЗАНЯТИЙ С МАМОЙ: ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?

Основная направленность занятий малыша с мамой — поддержка тактильного контакта. Часто занятия в группах с мамой рассматривают как помощь в переходном этапе от плавания дома к плаванию в бассейне. С мамой можно получить первоначальный навык плавания, много полезных эмоций, начать привыкать к воде. Первый кризис, который случается, когда у ребенка режутся зубки, проходит гораздо легче, если ребенок занимается с мамой. Так как мама — не профессионал в области преподавания плаванию, естественно, добиться лучших результатов можно, только занимаясь с персональным тренером.